БПЛА
 
 
        На сегодняшний день возможность применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для решения достаточно широкого круга задач очевидна. Именно поэтому в последние годы наблюдается  интенсивный рост числа новых разработок в этой области. Уровень развития элементной базы радиоэлектронных компонентов и конструкционных материалов позволяет создавать как БПЛА с высокими летными характеристиками, так и компактные наземные пункты управления. Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющее большинство БПЛА выполнено по самолетной схеме: от микро-БПЛА  до тяжелых со взлетной массой в несколько тонн. Число образцов БПЛА вертолетного типа существенно меньше. Традиционно это объяснялось большей сложностью и соответственно более высокой стоимостью разработки, производства и эксплуатации винтокрылой техники. В то же время известно, что в современных пилотируемых ЛА стоимость авионики может составлять до 70% общей стоимости ЛА, для БПЛА этот показатель будет не меньшим. Если же учесть стоимость наземного пункта управления, то полная стоимость комплексов одного класса будет близкой независимо от типа БПЛА.
 
 
        Основным преимуществом вертолета является отсутствие жесткой зависимости между массой ЛА и требуемой взлетно-посадочной дистанцией, а также диапазона летных скоростей.
        Для БПЛА самолетного типа массой более 20-50 кг требуются подготовленные ВПП или дополнительное оборудование: стартовые ускорители, катапульты, посадочные сети или парашютные системы. Это не только усложняет эксплуатацию, но и приводит к высокому проценту аварийности, особенно при выполнении посадки.
        БПЛА самолетной схемы также имеет существенные ограничения по размещению крупногабаритной полезной нагрузки, т.к. ее крепление на внешней подвеске не только снижает ЛТХ, но и может сделать полет вообще невозможным из-за резкого ухудшения аэродинамики, несмотря на то, что энерговооруженность ЛА вполне допускает полет с такой массой. При установке подобной подвески на вертолет полет будет выполняться с соответствующим снижением скорости, дальности и высоты полета.
 
 
        На основании этих замечаний в ЗАО «Авионика-РТС» проводятся работы по созданию ряда БПЛА вертолетного типа взлетной массой 10, 50 и 250 кг, имеющих унифицированный модульный комплекс БРЭО и наземного пункта управления.
 
        В состав комплекса (в зависимости от варианта исполнения) входят:
                - бортовой вычислитель (автопилот);
                - бортовой регистратор;
                - малогабаритная БИНС,
                - датчики воздушных скоростей;
                - барометрический высотомер;
                - интегральный датчик магнитного поля (компас);
                - приемник спутниковой навигационной системы;
                - высотомер малых высот;
                - курсовая видеокамера;
                - цифровая линия передачи данных и управления;
                - система локальной координатометрии;
                - поисковый радиомаяк;
                - интерфейсный модуль приема/передачи данных с аппаратуры целевой
                  нагрузки.
 
    Указанное оборудование позволяет осуществлять полет как в режиме дистанционного управления, так и автономно по заранее заданной программе. Автоматическое выполнение взлета и посадки возможно при условии развертывания системы локальной координатометрии и наличия связи с пунктом управления.
           К настоящему времени проведены сравнительные испытания моделей БПЛА трех схем: классической, поперечной и соосной со взлетными массами от 6 до 30 кг, разработаны и испытаны в полете отдельные модули БРЭО.
Расчетные характеристики комплекса со средним БПЛА
 
Взлетная масса  БПЛА, кг
40
Масса целевой нагрузки, кг
6
Радиус действия в режиме дистанционного управления, км
10
Радиус действия в автономном режиме, км
20
Крейсерская скорость, км/ч
60 - 70
Максимальная скорость, км/ч
90 - 100
Продолжительность полета, ч
1 - 1,5
Пропускная способность линии передачи данных, Мбит
5